Я достаточно давно узнала о шестисерийном сериале ВВС
«Отчаянные романтики», в котором рассказывалась история первого поколения
художников-прерафаэлитов, но посмотреть собралась только сейчас. Прежде, чем
начать – небольшая справка, чтобы вам не пришлось лезть в Википедию.
Прерафаэлитами называли себя британские художники середины XIX века,
выступавшие против академизма викторианской живописи. Они черпали вдохновение в
искусстве раннего Возрождения, то есть – до-Рафаэлевом искусстве. Отсюда –
название.
Каждую серию предваряет
дисклеймер: «В середине XIX века группа молодых людей бросила вызов
традиционному искусству. Члены «Братства прерафаэлитов» черпали вдохновение в
реальном мире, преображая его силой своего воображения. Тому же духу выдумки
следует и эта история». Посмотрим
же, чего там навыдумывали в этой истории.
В центре повествования –
отцы-основатели братства: Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон
Эверетт Миллес. Действие начинается с того, как странный малый – Фред Уолтерс
(тайный сторонник идей братства) – сообщает художникам, что нашёл для них
идеальную модель. Странноватое заявление для незнакомого человека, подумали они
и побежали за Фредом, расспрашивая его, достаточно ли золотые волосы у девушки.
Волосы оказались в достаточной мере золотыми: эту девушку звали Элизабет
Сиддал, и она стала натурщицей, музой и художницей; а Фред стал летописцем
братства. Так начинается эта история, изменившая мировую живопись и судьбы всех причастных.
Мне бесконечно понравилось в этом
сериале именно то, о чём предупреждали создатели – «дух выдумки», дух
бунтарства, фантастическая лёгкость. Биографии художников зачастую заставляют
забыть, что живописцы – тоже живые люди, а прерафаэлиты были ещё и молодыми
людьми, они были настоящими бунтарями. Такими мы и видим их в сериале: полными
устремлений и желания перевернуть устоявшийся порядок; немного эпатажными;
чуть-чуть наивными – живыми. Живыми людьми со своими странностями, желаниями и
проблемами, а не каноничными фигурами, думающими исключительно о прекрасном и
питающимися святым духом. Хотя, на мой взгляд, любовных сцен можно было бы и
меньше сделать:)
Достоинством для меня стал
достаточный уровень исторической достоверности: в кадрах появляются знаковые
картины, созданные в этот период; история непростого взаимоотношения братства с
критиком и искусствоведом Джоном Рёскиным имела место; персонажи почти все –
невымышленные.
Однако, к сожалению, достоверности
хватило не на все серии. На мой взгляд, не хватило тонкости в изображении отношений
Джейн Бёрден, Джона Морриса (кстати, почему он такой толстяк?) и Габриэля
Россетти. Джейн была супругой Морриса, они жили вместе вплоть до его смерти, а
характер её отношений с Россетти – достаточно туманный. В фильме же, на мой
взгляд, всё решено слишком топорно, а Джейн – расчетливая девушка, согласившаяся на
брак с нелюбимым человеком.
Мне показалось лишним и
неоправданным введение в сюжет Розы Ля Туш – возлюбленной Джона Рёскина.
Вообще, я гораздо больше, чем прежде, заинтересовалась жизнью и творчеством
Джона Рёскина. Безусловно, его брак с Эффи Грей и грустная история любви к Розе
– очень интересные сюжеты, к которым обращались кинематографисты. В данном же
случае, я считаю, введение этой дополнительной линии – с Розой – было
неуместным,она показалась мне непроработанной и неинтересной.
Всё это меня несколько огорчило,
но, в целом, до конца последней серии, я была готова оценить «Отчаянных
романтиков» на твёрдую десятку и без сомнения рекомендовать друзьям. Мне даже
показалось, что в последней серии авторы изменили тональность и сериал,
начинавшийся как комедийный, завершится на минорной ноте. Финал меня откровенно
разочаровал. Если постараться обойтись без спойлеров, то: переживания и раздумья
Россетти, не дававшие ему покоя в течение 8 лет, которые в итоге привели его к
неоднозначному решению и причинили страдания самому художнику и его близким, авторы
превратили в одну пьяную вечеринку и уверенность в собственной правоте.
В общем, хотя я и осталась
довольна этим сериалом, рекомендовать буду с осторожностью.
Ваш Лосось.
О, я похоже знаю, что будет следующим...
ОтветитьУдалитьНу, так на то и расчёт был:)
УдалитьПечальный конец
УдалитьСогласна. Этот эпизод и в реальности-то - не из приятных и лёгких. А его решение в фильме меня,вообще,разочаровало.
Удалитьдля меня в своё время этот сериал тоже стал находкой. я до этого испытывала весьма смутный интерес к теме прерафаэлитизма, а после просмотра сериала он стал более четким и осознанным. наснимали конечно достаточно пошленькую и фривольную картинку, но в целом события переданы достаточно достоверно, а более подробно можно изучить по другим источникам. кстати, не смотрели недавно вышедшее кино "эффи"?
ОтветитьУдалитьМеня тоже раздражало чрезмерное количество фривольных сцен, несмотря на определённую историческую достоверность. Уже после того, как я посмотрела сериал, решила поискать что-то подобное и увидела, что есть фильм "Эффи" и "Страсть Джона Рёскина"(кажется, так). Пока ещё не удалось посмотреть.
Удалить