воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Обочина ли?

Здравствуйте!
Несколько лет назад я прочитала повесть А. и Б. Стругацких "Пикник на обочине". Пару дней назад я посмотрела "Сталкер", который стал моим любимым фильмом у А. Тарковского. Вот об этом я и поведу речь.
 
В первые минуты картины мне хотелось, вслед за Писателем, воскликнуть: "Не так я его представляла!". Но не так я представляла не только сталкера, но и Зону.

У Стругацких Зона - обочина, а Посещение, которое её оставило - пикник. "Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фотокиноаппараты...Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка. А потом они уезжают...Ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обёртки...Пикник на обочине".
 
У Тарковского, можно ли назвать Зону обочиной? Или обочиной стал весь наш мир? Такой серый и грязный, выжженный и вытоптанный. А зона полна зелени и запаха цветов. Не есть ли Зона - чудо веры? Страна - сокрытая, пусть не горами, а забором - готовая приветить и утешить отчаявшихся и несчастных.
 
Люди сами её создали в страхе Апокалипсиса. Но вера их ослабла, Апокалипсис наступил, а они не заметили. И забор вокруг Зоны покосился.
 
Потому Писатель снимает терновый венец и не восходит на Голгофу. Он не попросит: "Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!". А  Зона не исполнит такое желание. Это разрушит и погубит её. Это погубит всех.
 
А спасти её не может даже блаженный Сталкер. Кто тогда? Может, - Мартышка? Куда иначе может везти её тот поезд, стук колёс которого, пока, лишь слышится? Её - проклятие Зоны, дар её.
 
Ваш Лосось.

4 комментария:

  1. Абсолютно гениальные произведения! Люблю безмерно что фильм,что книгу, но для себя стараюсь их не связывать воедино,не воспринимать "Сталкера" как экранизацию.
    Недавно, кстати, наткнулась на видео, где "Выжившего" сравнивают с фильмами Тарковского.Оказывается Иньярриту вдохновлялся его работами,поэтому в фильме очень много заимствований.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, оба произведения абсолютно самоценны, назвать картину Тарковского экранизацией как-то язык не поворачивается. Хотя, всё-таки интересно посмотреть как по-разному трактуются одни и те же образы. То, что Иньярриту вдохновлялся картинами Тарковского говорит только в его пользу:)

      Удалить
  2. Люблю и фильм, и книгу. Они разные, и, как мне кажется, где-то взаимно дополняют друг друга.
    Идея героя о том, что счастья достойны все и пусть никто не уйдет обиженным, долгие годы грела мою душу надеждой на то, что когда-то, наверное, все люди будут счастливы... И никогда не задумывалась, а как это будет выглядеть, пока у Жвалевского в Мастер сглаза-Мастер силы не прочитала о том, как это могло бы выглядеть. Стало страшно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В детской книге Крапивина "Журавлёнок и молния" герой мечтает создать такую машину, которая отводила бы от людей беды-молнии. В конце он приходит к осознанию, что это невозможно: "нажал кнопку - и отвёл чьё-то горе. А как отведёшь, если горе делают сами люди? Если кому-то в радость чья-то боль? Если одни смеются, когда другие плачут?".

      Удалить