Несколько лет назад я прочитала повесть А. и Б. Стругацких "Пикник на обочине". Пару дней назад я посмотрела "Сталкер", который стал моим любимым фильмом у А. Тарковского. Вот об этом я и поведу речь.
В первые минуты картины мне хотелось, вслед за Писателем, воскликнуть: "Не так я его представляла!". Но не так я представляла не только сталкера, но и Зону.
У Стругацких Зона - обочина, а Посещение, которое её оставило - пикник. "Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фотокиноаппараты...Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка. А потом они уезжают...Ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обёртки...Пикник на обочине".
У Тарковского, можно ли назвать Зону обочиной? Или обочиной стал весь наш мир? Такой серый и грязный, выжженный и вытоптанный. А зона полна зелени и запаха цветов. Не есть ли Зона - чудо веры? Страна - сокрытая, пусть не горами, а забором - готовая приветить и утешить отчаявшихся и несчастных.
Люди сами её создали в страхе Апокалипсиса. Но вера их ослабла, Апокалипсис наступил, а они не заметили. И забор вокруг Зоны покосился.
Потому Писатель снимает терновый венец и не восходит на Голгофу. Он не попросит: "Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!". А Зона не исполнит такое желание. Это разрушит и погубит её. Это погубит всех.
А спасти её не может даже блаженный Сталкер. Кто тогда? Может, - Мартышка? Куда иначе может везти её тот поезд, стук колёс которого, пока, лишь слышится? Её - проклятие Зоны, дар её.
Ваш Лосось.
Абсолютно гениальные произведения! Люблю безмерно что фильм,что книгу, но для себя стараюсь их не связывать воедино,не воспринимать "Сталкера" как экранизацию.
ОтветитьУдалитьНедавно, кстати, наткнулась на видео, где "Выжившего" сравнивают с фильмами Тарковского.Оказывается Иньярриту вдохновлялся его работами,поэтому в фильме очень много заимствований.
Согласна, оба произведения абсолютно самоценны, назвать картину Тарковского экранизацией как-то язык не поворачивается. Хотя, всё-таки интересно посмотреть как по-разному трактуются одни и те же образы. То, что Иньярриту вдохновлялся картинами Тарковского говорит только в его пользу:)
УдалитьЛюблю и фильм, и книгу. Они разные, и, как мне кажется, где-то взаимно дополняют друг друга.
ОтветитьУдалитьИдея героя о том, что счастья достойны все и пусть никто не уйдет обиженным, долгие годы грела мою душу надеждой на то, что когда-то, наверное, все люди будут счастливы... И никогда не задумывалась, а как это будет выглядеть, пока у Жвалевского в Мастер сглаза-Мастер силы не прочитала о том, как это могло бы выглядеть. Стало страшно.
В детской книге Крапивина "Журавлёнок и молния" герой мечтает создать такую машину, которая отводила бы от людей беды-молнии. В конце он приходит к осознанию, что это невозможно: "нажал кнопку - и отвёл чьё-то горе. А как отведёшь, если горе делают сами люди? Если кому-то в радость чья-то боль? Если одни смеются, когда другие плачут?".
Удалить