четверг, 12 мая 2016 г.

К вопросу о подглядывании в замочную скважину.

Доброго дня!
Совсем недавно я прочитала биографию Анри Тулуз-Лотрека, написанную Анри Перрюшо. Эта книга была у меня давно, но после того как я сходила на выставку работ Тулуз-Лотрека, поняла, что пришёл её звёздный час.
 
Должна сказать, впечатление от книги у меня осталось хорошее. Разумеется, я знала биографию Анри Тулу-Лотрека, в общих чертах. На мой взгляд книга воссоздаёт атмосферу Монмартра: "Для кого ты крутишься, Мулен-Руж?" и всё в этом духе. Выдержки из французских газет столетней давности тоже порадовали. В книге много фотографий, как самого художника, так и его моделей, друзей, просто современников. У меня есть несколько претензий к искусствоведческой позиции автора, но это к делу не относится, потому что собственно поговорить с вами я хочу о другом. О самом жанре биографии.

У меня к нему неоднозначное отношение. С одной стороны, в нас всегда сидит тайное (или не очень тайное) желание узнать подробности о жизни любимого писателя, актёра и так далее. Считается, что это важно для толкования художественных текстов, порождённых этим человеком или, на крайний случай, как-то объясняет его достижения (если это - спортсмен, например). Мнение это, более чем спорное, должно сказать. Так, например, Густав Климт намеренно не оставил ни одного автопортрета (и уж, тем более, автобиографии). Он говорил, что всё необходимое можно узнать из его работ. Я скорее склоняюсь к этому мнению. Мне кажется, что чтение биографий часто может навредить. Поясню на собственном примере.
 
Я не очень люблю творчество Сергея Есенина. Одно из двух его произведений, которое мне нравится - "Письмо к женщине", обращённое к Зинаиде Райх. Так получилось, что я познакомилась с биографией Есенина. Возможно, это имело свой смысл: принято считать, что очень важно знать, например, кто - "серьёзный умный муж" Зинаиды. Но, чёрт возьми, как мне теперь это разпомнить? Как мне вычеркнуть из памяти все те неприглядные подробности, связанные с их романом? Мне теперь не так просто абстрагироваться от этого знания и пытаться воспринимать творчество Есенина вне зависимости от его личности.
 
А как быть, если, читая биографию, ты узнаёшь, что твой кумир в жизни был порядочной редиской? Вероятно, это уже выходит за рамки обсуждаемой темы и, скорее относится тому, как в принципе, соотносится творчество и жизнь Художника, вне зависимости прочитаем мы об этом или нет.
 
Вообще, мне порой кажется, что чтение биографий похоже на подглядывание в замочную скважину, когда мы пытаемся через узкую, доступную нам щель подглядеть за жизнью выдающегося человека. Что мы можем разглядеть? Лишь маленький, доступный внешнему зрению кусочек жизни, мелкие подробности. Мне часто становится неловко перед тем, о ком я читаю.
 
Хотя, должна признать, что бывают очень хорошие биографии, когда автор стремиться лучше понять творчество Художника и ведёт за собой читателя, не тыкая его носом в чужую постель. Для меня таки примером великолепной биографии являются книги Игоря Золотусского о Николае Васильевиче Гоголе. Гоголь - один из моих любимых писателей, я очень трепетно к нему отношусь, и редко покупаю книги о нём из страха наткнуться на что-то грязное. Но Золотусский - внимательный читатель, мне кажется (это только мои догадки), что он сперва ищет в произведениях, а потом - в жизни Гоголя (Климт порадовался бы). Очень деликатно и тонко он показывает связи между творчеством Гоголя и его творчеством. Это одновременно и биографические и искусствоведческие книги. Сложно определить, какие - в первую очередь.
 
Все эти сомнения меня посещают в книжном, когда я вижу биографические книги. А как к этому жанру относитесь вы?
 
Ваш Лосось.


8 комментариев:

  1. Обожаю биографии! Моя память устроена счастливо: если в биографиях встречаются порочащие гениев факты, выкидываю их из головы. А если не выкидываются, ставлю стену между личностью и творчеством, которое замарать ничем невозможно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Счастливая возможность! Завидую. Мне не так легко бывает отделить человека от его творчества. то есть, я могу продолжить любить творчество, но не могу забыть, что человек, произведениями которого я восхищаюсь, в жизни мог быть не очень порядочным.

      Удалить
  2. Думаю. всё зависит от того, кто и зачем пишет эти биографии. Если автор гонится за жареными фактами - читать действительно неприятно. Я люблю читать воспоминания современников. Конечно, они не лишены пристрастности, но так лучше ощущаешь атмосферу. которая окружала писателя. Запомнилась книга Марии Белкиной "Скрещение судеб" - о Марине Цветаевой в последние годы жизни и о её детях. С интересом читала записки об Анне Ахматовой Л.К.Чуковской. Даже выписывала какие-то вещи. А потом встретила нелестный отзыв об этой книге. Но на моё отношение он не повлиял, и я отдельные страницы перечитываю. Вообще в этом жанре всё-таки много субъективного. Из собственно биографий читала много по специфике своей работы и очень рада. что сначала были произведения, потом биография. Уж что сложилось в душе после прочтения книги, то не меняется, что бы ни узнала о писателе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, всякие "жёлтые" биографии - это шлак. Действительно, мне кажется, всегда лучше, когда сперва знакомишься с произведениями, а потом - с биографией (если уж это происходит). В конце концов, всё-таки творчество - главное.

      Удалить
  3. Всегда старалась отделять творчество от творца (художника, музыканта, автора), за всю жизнь прочитала всего две биографии по большому счету. Отчасти из-за страха узнать что-то отталкивающее. В итоге отталкивающее так и так узнается, но я стараюсь себе напоминать, что "все мы люди".
    Чтение биографий на самом деле имеет две стороны. Например, узнав о жизни Шарлотты Бронте, я поняла, что "Джейн Эйр" буквально кишит отсылками к ее биографии, но при этом выяснила, что она не особо хорошо относилась к чересчур новаторским для того времени произведениям младшей сестры и вела себя как та еще стерва, но что ж теперь, всякое бывает)
    Кстати, еще бывает, узнаю и такие факты о неизвестных художниках (художниках - в широком смысле слова), что наоборот хочется познакомиться с творчеством. Из недавнего - так я открыла для себя Карла Сагана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я тоже боюсь читать биографии, чтобы не узнать чего-то, чего мне знать не нужно. С другой стороны, действительно, зная какие-то эпизоды из жизни автора, можно лучше понять произведение. Хотя, на этот счёт есть и другие мнения, но это, в самом деле, интересно. А, вообще, бывает сложно пересилить себя и не полезть в Википедию, хотя бы, чтобы прочитать что-то о том авторе, которого только что прочитал, посмотрел.

      Удалить
  4. Очень люблю этот жанр. На меня не оказывает никакого влияние отрицательные факты из жизни того или иного человека, кроме, пожалуй, одного... Лет 5-7 назад мне попала в руки книга Нины Берберовой "Чайковский". Не смогла оценить талант автора и ее, как она говорит "непредвзятое мнение" к композитору. Закрыла книгу и осталось с чувством недоумения: ради чего это мне надо было знать?
    Такое впечатление, что автор смакует личные подробности и внимательно смотрит: оценил ли читатель эту ее "непредвзятость"? Осудил ли Чайковского? Может быть, кто-то воспринял эту книгу как-то иначе, но я вот так... И немедленно от нее избавилась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подробности из личной жизни - это, вообще, чаще всего кошмар. А главное, потом очень сложно избавиться от этого знания. Хотя, конечно, есть мнение, что знание именно этих подробностей помогает понять произведения лучше.

      Удалить