понедельник, 19 июня 2017 г.

Культура России: Красноярский край.

Доброго дня!
С новыми силами продолжаем узнавать Россию. Итак, Красноярский край.
Чтобы не забыть: столица - Красноярск. Население: русские, татары, немцы, азербайджанцы. Преобладающая религия: христианство.
Первое, что приходит в голову: команда КВН "Плохая компания".
Когда я начала искать информацию, то наткнулась на сайт "Мой Красноярск. Народная энциклопедия". Суть его в том, что эта энциклопедия - действительно, народная. Любой человек, которому небезразлична история своего края, может прислать свою статью на сайт. Интересная задумка, мне нравится. А это я всё, собственно, к чему. В разделе "Люди" я, просматривая фамилии известных красноярцев, обратила внимание на необычное имя - Тойво Ряннель - и начала искать.


Тойво Ряннель - советский поэт и художник финского, как вы догадались, происхождения. Он родился в 1921 году в "ингерманландской крестьянской семье", как сообщает Википедия (к слову сказать, та же Вики советует не путать ингерманландцев с ижорой. Ингерманландцы - финская субэтническая группа, а Ижора, однако, отдельный финно-угорский народ).
В 30-е годы семья Ряннель была депортирована в Красноярский край из Ленинградской области.    
Из-за своего происхождения и статуса спец-переселенца Тойво Ряннель долгое время был ограничен в возможностях. В годы войны он, несмотря на собственное желание, не смог пойти на фронт, а в 1945 году - поступить в Ленинградскую академию художеств. Несмотря на это, позднее Ряннель всё же был принят в Союз художников СССР и к нему пришла заслуженная слава. Однако его реабилитация произошла только в 1993 году, а в 1995 году художник переехал в Финляндию по личному приглашению президента республики.
Удивительно, как искренне Тойво Ряннель полюбил суровую природу Сибири, которая не была ему родной, куда его с семьёй выслали, где он испытывал лишения и унижения. Эта любовь чувствуется в каждой картине. Говоря о своей привязанности к Сибири Тойво Ряннель признавался:
Я сибиряк, рожден в России,
Привязан я к ее судьбе,
Но предков край земною силой
Перетянул меня к себе.
И вот я гражданин Вселенной
Без малой родины моей –
Большой планеты
Вечный пленник,
Приговорен любовью к ней…
Саяны. Цветущие жарки.

В Саянской тайге.

Рождение Енисея.
О взаимосвязи своего поэтического и живописного творчества Ряннель скромно писал так: "Живопись и поэзия живут во мне рядом,- признавался когда-то Ряннель.- У них много общего, но есть и непримиримая специфика материала. Живопись не требует перевода. Я мог, мысля по-фински, написать те же сибирские свои картины. Средства поэзии - это язык национальный. От финского языка я оказался оторванным, русскому языку учился по книгам, и получилось, что мой поэтический язык оказался вторичным, не постиг той глубины, которая естественна для поэтов русских".
Возможно, творчество Тойво Ряннеля и не достигло той глубины, но оно искренне, интересно и открывает нам Красноярский край:)
Ваш Лосось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий