Уже пару недель не было постов о прочитанных книгах. Таких,
чтобы можно было с чистой совестью поставить тэг «французская литература»,
например. Конечно, это вовсе не значит, что я перестала читать:) Тем не менее,
сегодня будет пост о книге прочитанной, пару лет назад и о её экранизации,
которую я посмотрела на прошлой, кажется, неделе. Итак, конец интриге: «Опасные
связи» Шадерло де Лакло и «Вальмон» Милоша Формана.
Та неделя у меня была посвящена Колину Фёрту, которого я
очень люблю. В кино шёл неплохой «Гений» с его участием, я наконец-то
посмотрела «Король говорит» (которого кажется видели все, кроме меня), и решила
посмотреть что-нибудь из раннего. Поскольку я уже не раз убеждалась, что
смотреть посредственный фильм только ради игры любимого актёра – мероприятие огорчительное,
я выбирала по режиссёру и в конце концов остановилась на старом добром Милоше
Формане.
Сейчас я немного нарушу хронологию и сразу расскажу, что сам
режиссёр говорил об этом фильме. Откровенный, чувственный и остроумный роман де
Лакло произвёл «сильное впечатление на неотёсанного двадцатилетнего парня»,
которым когда-то был Форман. Спустя многие и многие годы он пошёл в театр на
постановку «Опасных связей» - пьесы К. Хэмптона по одноимённому роману. «Я был
потрясён вольностями, которые позволил себе Хэмптон при переносе романа на
сцену. Я всегда считал, что к литературному первоисточнику следует относиться
как можно бережнее, но Хэмптон полностью исказил запомнившийся мне сюжет. Я был
так заинтригован, что решил перечитать книгу».
Здесь Формана ждало ещё одно потрясение: пьеса Хэмптона была
максимально близка к тексту Лакло, а вот воспоминания о нём Формана… Это были
именно его воспоминания об этой истории. С годами в них на передний план вышли
те события, что казались важными именно Форману; герои стали такими, какими они
были по его мнению, а не теми людьми, о ком писал Лакло. И Милош Форман решил
экранизировать свои воспоминания по мотивам романа далёкого XVIII века. Этот нюанс нужно иметь в виду и не обижаться сильно на
режиссёра за искажения первоисточника. В конце концов – это лишь его
воспоминания.
В эпистолярном романе де Лакло два главных героя – маркиза де
Мертей и виконт де Вальмон. Прожженные интриганы и хладнокровные соблазнители –
они стоят друг друга. Прежде их связывала любовь, ныне – дружба-соперничество.
Каждый жаждет превзойти другого в «опасности» связей. Основные линии романа –
соблазнение Вальмоном президентши де Турвель и совместная интрига маркизы и
виконта, имеющая целью развращение юных и невинных Сесили Воланж и шевалье
Дансени. В конце все получают по заслугам. Достаётся и невинным жертвам
(впрочем, невинности к концу остаётся мало:)
В фильме Формана один главный герой – виконт де Вальмон.
Маркиза никуда не делась и принимает активное участие, оставаясь, как и прежде,
циничной, лицемерной и жестокой. Всё же, режиссёр делает центральной фигурой
Вальмона, который всё также соблазняет женщин налево и направо, но делает он
это так легкомысленно , словно удивляясь, как это так получается. Он всё также
плетёт интриги, но делает это так грубо и неумело, что неизменно
оказывается в дураках. В итоге, от судьбы достаётся именно ему – самому беспутному
и бестолковому. Интриги маркизы расстраиваются, но вряд ли это помешает ей
начать новые. Поистрепавшаяся невинность начинает разбираться в хитросплетениях
«опасных связей» высшего общества.
По замыслу Формана, Вальмон просто искал настоящую любовь, а
найдя её – мадам де Турвель - испугался и – погиб. На мой взгляд, он один из
немногих персонажей, которые способны на искреннее переживание чувств, как это
ни странно. Поразительно, что трогательные Сесиль и Дансени довольно быстро
оправляются от взаимных разочарований и измен, и, высоко подняв голову, идут
навстречу новым «опасностям». Вальмон же, встретив свою настоящую любовь и не
зная, что ему с ней делать и не умея быть счастливым, ведёт себя по-мальчишески
глупо. А может – мудро.
P. S. Фильм провалился в
прокате, выйдя одновременно с точно следующей букве оригинала великолепной
экранизацией Стивена Фрирза по пьесе того самого К. Хэмптона. На мой же взгляд,
лента М. Формана абсолютна самостоятельна и самоценна.
Ваш Лосось.
Спасибо, Лидия Шереметьева! Не приходилось прежде читать столь вкусного и соблазнительного отзыва о провальном фильме. Мне правится Ваш стиль изложения, близки мне Ваши взгляд и впечатления от прочитанного и просмотренного. Всегда жду Ваших постов у Говзича. Удачи Вам и вдохновения!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Я думаю, фильм не получил сборов не из-за своего качества, а просто из-за неудачного момента премьеры. Всё-таки, когда по одной и той же книге выходит два фильма один из которых - точная экранизация, а другой - гораздо более вольная фантазия режиссёра, большая часть зрителей сделает вид, что великолепно помнит первоисточник, будет порицать отклонения в сюжете и голосовать за соответствие оригиналу:) Ещё раз спасибо!
Удалить