понедельник, 19 сентября 2016 г.

Культура России: Республика Крым.

Здравствуйте!
 
Я решила несколько отойти от формата исторических справок (который, правда, мне очень нравится:) в цикле "Культура России". Поэтому сегодня, в рассказе про республику Крым будет немного чистого искусства. Но сначала:
 
Чтобы не забыть: столица - Симферополь. Жители: крымские татары, русские, украинцы, греки, молдаване, армяне, белорусы. Преобладающая религия: христианство, ислам.
 
Первое, что приходит в голову: Коктебель, Ласточкино гнездо, Бахчисарай, "Севастопольские рассказы", "Севастополь, Севастополь - город русских моряков...".
 
Когда-то, в незапамятной древности, Крым назывался Киммерией. То был золотой век богов и титанов. Когда наступил век серебряный (на рубеже XIX - XX вв), взоры творцов стали обращаться к той сказочной стране. И на её обломках они пытались воссоздать то, что было утрачено. Пусть хотя бы и в красках. Так появилась Киммерийская школа живописи.
 

Это было объединение пейзажистов-маринистов. Живя в Крыму, сложно не писать Чёрное море. И они писали. Больше всех, конечно, Иван Константинович Айвазовский. Море на его полотнах бушует и грохочет. Свои картины Айвазовский писал по памяти, но, в большинстве случаев это было Чёрное море, которое его окружало в Феодосии. Но не Айвазовским единым.
 
 
 
Первым публичным художественным музеем Симферополя стала мастерская Эммануила Яковлевича Магдесяна. Его живопись близка, как мне кажется стилю Айвазовского: романтические бури, силы природы и лишь изредка - человек или творение рук его.
 
 
Интересно, что внук Айвазовского (никуда от него не денешься:) - Михаил Пелопидович Латри - также не устоял перед величественной красотой Крыма. Мне очень понравились его картины, особенно тем, что он, в отличие от многих художников, писал - вот это да - не только Чёрное море. На его полотнах - сумеречные городские окраины, пустынные набережные, предчувствие опасности. Предчувствия его, кстати говоря, не обманули.
 
 
 
Необычный и самобытный художник, с творчеством которого я познакомилась вчера вечером, собирая материал для поста - Константин Фёдорович Богаевский. Богаевский почти всю жизнь провёл в Феодосии и для него более чем для остальных была ощутима преемственность с загадочной Киммерией. На его полотнах - будто творение мира; будто рождение Киммерии страны героической и прекрасной в своей первозданности. Картины Богаевского, на мой взгляд, ближе остальных к стилистике Серебряного века - века, который так любил всё утончённое, необычное и таинственное.  
 
 
Вообще, в Киммерийскую школу входило много художников, много и выходило. Максимилиан Волошин тоже, кстати, был художником, однако я лучше приведу его стихотворные строки из цикла "Киммерийские сумерки": "Здесь был священный лес. Божественный гонец/ Ногой крылатою касался сих прогалин./ На месте городов ни камней, ни развалин./ По склонам бронзовым ползут стада овец". Да, к XX веку от загадок древности остались лишь развалины, но фантазия художников вновь населила их для нас.
 
Ваш Лосось.

4 комментария:

  1. Начала читать и подумала: будет Волошин или нет :DDD
    Погуглила Богаевского - у него яркие живые и теплые картины.
    Пост, как всегда, увлекательный и познавательный, большое спасибо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно, мне просто не очень близок Волошин, но обойти его молчанием совсем не было возможности:) Мне тоже Богаевский больше всего понравился! Спасибо:)

      Удалить
  2. Именно так - познавательно как всегда!

    ОтветитьУдалить