воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Лола. Не ангел.

Здравствуйте!
 
Как-то за хлопотами по обновлению блога, мы, кажется, совсем забыли, что важнейшее из искусств для нас - кино. А я, ведь, как раз посмотрела ещё один фильм Райнера Фассбиндера (ну, я, конечно, много чего посмотрела, обо всём и не расскажешь, но Фассбиндер - это же святое:) - "Лола". Вот о нём-то я и расскажу, как ни странно.
 
Говоря о картине "Лола", сложно удержаться и не вспомнить ленту Дж. фон Штернберга "Голубой ангел". Да и нужно ли? Фассбиндер честно восхищался фильмом фон Штернберга и отдавал ему дань. Хотя, я бы не стала называть "Лолу" ремейком "Голубого ангела", как это делают некоторые рецензенты, на мой взгляд есть у них, всё же, масса различий.

Итак, если говорить о сюжете, то он, банален, как сама жизнь. Есть молодая кабаретная певичка, жаждущая красивой жизни. Есть средних лет и огромной личной порядочности чиновник, недавно приехавший в город и не знакомый с местными обычаями. По законам жанра, фон Бом влюбляется в Лолу, и, кажется, все достигли своего: она - положения, он - женитьбы на любимой женщине. В "Голубом ангеле", как вы помните, добропорядочный учитель влюбляется в Лолу-Лолу, женится на ней и опускается на социальное дно. Казалось бы, разница лишь в векторе движения после свадьбы.
 
Однако, на мой взгляд, фильм Фассбиндера, гораздо сложнее картины фон Штернберга. Не в обиду шедевру кинематографа будь сказано. В "Голубом ангеле" Лола-Лола - развратная, легкомысленная и жестокосердная, она такая с самого начала, ни капли не таится и прекрасно себя чувствует. Профессор Рат - персонаж более сложный: влюбившись в Лолу, он перестаёт быть тем мелким тираном, которого мы видим в начале ленты, но полное безразличие жены и осознание собственного падения приводят его к смерти.  
 
Молоденькая Лола в исполнении Барбары Зуковой, как мне кажется, более противоречивый персонаж, чем героиня, сыгранная Дитрих. Она достаточно обеспечена, у неё есть покровители и она кажется вполне довольной своей жизнью. Но, когда Лола плачет, слыша, что она - не женщина для фон Бома, что это значит? Злость ли это от того, что может быть кто-то, кто не восхитится и не прельстится ею? Или это - боль от осознания, что её удел - обслуживание посетителей борделя? Когда Лола поёт в церкви вместе с Бомом, разве не искренняя благодарность в её глазах? Когда она не приходит на званый вечер, где Бом должен её представить сослуживцам, делает ли она это, чтобы не позорить возлюбленного, который не знает правды о её работе? Или она лишь кокетничает, "набивает себе цену"?
 
Господин фон Бом, в отличие от профессора Рата, завоёвывает симпатии зрителей с первых кадров: честный, неподкупный, деликатный, образованный."Он старомодный, - говорит Лолин покровитель - из тех, что дамам руки целует". Лола знакомится с ним, она такая юная, такая чистая, с таким ангельским голосом.
 
Узнав всю правду о своей нежной возлюбленной, узнав правду о сослуживцах, которые погрязли во лжи и подлости, фон Бом решается совершить революцию. Восстать против установившихся порядков, низвергнуть зарвавшихся богачей. И что, вы думаете? Он остаётся один, все те, кто поддерживал его на словах, на деле сдуваются. Элита предлагает компромисс: свадьбу с Лолой, которая оставит своё ремесло, и - забудем старое.
 
Тут-то и наступает, как бы, счастливый конец. Только оказывается, что Лола слишком привыкла к жизни в борделе, а может, просто не слишком-то любила хорошего Бома. Добропорядочной фрау из не выйдет, и тогда ради чего Бом совершает такую страшную сделку с совестью? Его конец, в чём-то хуже, чем конец Рата. Если тот в смерти находит некое успокоение, то в чём найдёт его Бом?
 
P. S. Простите за спойлеры, без них, кажется, не обошлось.
 
Ваш Лосось.

2 комментария:

  1. Лидия, Вы так смачно тут комментируете. Мне кажется, что Вы должны сами писать. У Вас это очень хорошо получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, большое. Я, конечно, не зарекаюсь, но, думаю, что всё-таки для меня оптимальная форма - "паразитирование" на чужих творениях - отзывы всякие:)

      Удалить