воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Культура России: Тыва.

Доброго дня!
 
После небольшого перерыва возобновляю рубрику Культура России, мы с вами уже дошли до республики Тыва.
 
Чтобы не забыть: столица - Кызыл. Население: тувинцы, хакасы, русские, киргизы, армяне. Преобладающая религия: буддизм.
 
Первое, что приходит в голову: Максим Мунзук (актёр, который сыграл Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы).
 
Поскольку давненько не было постов про литературу, я решила, не мудрствуя лукаво, обратиться к творчеству какого-нибудь тувинского писателя или поэта. И не прогадала.


Монгуш Кунгаевич Олчей-оол - поэт непростой судьбы, пример стойкости и жизнелюбия. В 10 лет из-за несчастного случая Монгуш Олчей-оол получил такие сильные ожоги, что мало кто верил в то, что мальчик выживет. Он не только выжил, но и не опустил рук. Мальчик не мог учиться в школе, но его школой стала библиотека родного села Ак-Туруг. Позднее эта библиотека получила название в честь своего верного читателя.
 
"Поэт с обожжённым лицом", как иногда называли Монгуша Олчей-оола, опубликовал первые стихотворения в 19 лет. На протяжении всей жизни он много работал: не только писал стихи, но и переводил русскую классику на тувинский язык, помогал молодым поэтам, руководил литературным объединением "Волны Улуг-Хема".
 
Я смогла найти переводы только некоторых стихотворений Монгуша Олчей-оола и в тех стихотворениях, что я прочитала чувствуется такая воля к жизни, такая любовь к ней:
 
Преодоленье силы урагана -
борьба за жизнь.
Пусть ты устал до дрожи,
идти не можешь и дышать не можешь,
и вместо сердца кровяная рана -
иди вперёд.
Стремись вперёд упрямо,
ведь ты в пути -
и, значит, есть надежда.
 
Какие простые и понятные каждому слова находит Монгуш Олчей-оол в поисках предназначения поэта:
 
сто лет тому назад большой поэт
дал чёткий, умный, дружеский совет
предвидел, что ли, он вопросы эти
тувинца
из двадцатого столетья?
Согрела сердце добрая рука,
протянутая мне издалека.
И понял я:
нет, не во имя славы
писал стихи он,
гений величавый,
гигант,
душою щедрый человек,
так просто подруживший с веком - век!
 
Как смело смотрит поэт на неотвратимость смерти и с какой благодарностью он оборачивается на свою непростую жизнь:
 
Горше нет - навсегда уходить.
Как мучительно хочется - быть!
Но извечен природы закон -
не годится глаза отводить.
Жизнь моя, ты была хороша!
Вновь хотел бы тебя, не спеша,
пролистать.
Неоплатен мой долг.
Не нищай напоследок душа.
 
Знаете, что меня поразило в истории жизни Монгуша Олчей-оола? Человек родился в маленьком селе, никуда не уезжал из своего кожууна (район), писал простые, искренние стихи, помогал молодёжи, просто делал то дело, которое считал своим, не жаловался и благодарил жизнь. Мне кажется, многим людям не хватает такой простоты и такой мудрости.
 
Ваш Лосось.

2 комментария:

  1. Спасибо за новое открытие. Мне очень понравилось стихотворение о предназначении поэта. Но вот у меня возник вопрос: о ком писал Монгуш Олчей-оол, о каком-то конкретном поэте или это просто образ? Есть такая информация?

    ОтветитьУдалить
  2. Это фрагмент из стихотворения "Удивляюсь", в самом стихотворении не указывается на какого-то конкретного поэта. Возможно, если бы удалось почитать какие-нибудь исследования творчества Монгуша Олчей-оола, можно было бы выяснить имел ли он в виду кого-то определённого. К сожалению, мне найти такой материал не удалось.

    ОтветитьУдалить