воскресенье, 21 августа 2016 г.

Печальный город.

Здравствуйте!
 
Первой книгой Орхана Памука для меня, как и для многих, стал роман "Меня зовут красный". Мне показалось очень интересным показанное им противостояние двух точек зрения и на искусство в целом, и на роль творца, в частности. Меня привлекает эта тема, кроме того Памук решает её на материале такой прекрасной, но, к сожалению, мало мне знакомой, персидской миниатюры.  Всё сказанное было прелюдией, объясняющей, почему я без колебаний решила прочесть ещё какую-нибудь книгу Памука. Выбор пал на "Стамбул. Город воспоминаний".


Рэй Брэдбери как-то сказал: "Если правильно подступиться к человеку, он расскажет вам о своей мечте. А когда человек говорит от сердца, в свой момент истины он говорит, как поэт". Эти слова в полной мере можно отнести к Орхану Памуку: в каждой строчке чувствуется его сердце, его любовь к родному городу и боль за него.
 
Большую часть жизни Орхан Памук прожил в Стамбуле, меняя лишь районы. Он показывает читателю совсем непривычный город, не туристический. Со страниц книги на вас не будут глядеть лукавыми очами гаремные красавицы, не будут атаковать яростные янычары. Может, только базарные торговцы предложат свой товар, да собаки жалостно заскулят.
 
Орхан Памук проведёт вас по узким улочкам состарившегося, печального города. Города, где всё, что вы увидите, будет напоминать о величественном прошлом павших империй и усиливать горечь настоящего. В настоящем, Стамбул это, в самом деле, город воспоминаний. Воспоминаний о блистательном прошлом, когда он был столицей, когда в нём решались судьбы миллионов людей.
 
С падением Османской империи и установлением республики, Стамбул пал во второй раз (хотя, как посмотреть, предыдущий - можно считать взятием). Из многоязычного, шумного, пёстрого и яркого он превратился в одноголосый, чёрно-белый город печальных людей, которые сняли фески, но пока не очень-то приспособились к ношению котелков. Исчезли гаремы, дервиши и греки. Собаки остались.
 
Чтение книги Памука показало мне, на сколько моё представление об этом городе было полно стереотипов. Я, подобно путешественникам XIX века жаждала восточной экзотики. Стамбул же века XX (большая часть повествования относится к тому периоду) гораздо меньше расположен соответствовать чаяниям туристов. Этот город обуреваем печалью.
 
P. S. Мне не удалось в тексте упомянуть, что книга иллюстрирована прекрасными фотографиями, большая часть которых, сделана Арой Гюлером. Именно их я здесь использовала.
 
Ваш Лосось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий