вторник, 29 мая 2018 г.

Леопард



Доброго дня!

В книге-диалоге «Не надейтесь избавиться от книг» УмбертоЭко рассказывает как однажды у него с режиссёром Луи Малем завязалась дискуссия по поводу фильма Лукино Висконти «Леопард». «Я уж и не помню, кто был за, кто против. Неважно. Все за столом нас слушали. И вдруг у меня закралось подозрение, и я спросил Луи: «А ты видел этот фильм?» Он отвечает: «Нет. А ты?» — «Я тоже нет». Слушавшие нас люди негодовали, как будто из-за нас они зря потратили время». Я же фильм этот смотрела (хотя это вряд ли мне поможет вести столь же блестящие дискуссии, в каковые мог Эко:), а недавно решила пойти ещё дальше и прочитать одноимённый роман Джузеппе Томази де Лампедуза.


Главный герой романа – князь Фабрицио Салина, наблюдающий с высоты прожитых лет и опыта за падением прежнего порядка в Италии, разрушением основ привычного для него общества и - сменой парадигмы, в целом. Фильм я смотрела несколько лет назад, поэтому не могу сравнить экранизацию с первоисточником во всех деталях, однако я могу точно сказать, что мои ощущения от этого персонажа значительно разнятся.

В фильме Л.Висконти создаёт образ слегка утомлённого аристократа, который, будучи подлинным колоссом, возвышается над своими современниками. Он, зная, что ход времени не остановить и – даже – не замедлить, делает шаг в сторону, давая дорогу молодому поколению. Он благосклонно и по-отечески помогает своему племяннику Танкреди – представителю нового типа аристократии – сделать первые шаги и в этом видит свою миссию. Ключевой становится сцена бала, где князь представляет свету невесту племянника – девушку более простого происхождения – Анджелику. Тем завершается его роль, приходят другие времена.

В романе же, при том, что сюжетная линия отличается слабо, князь показался мне донельзя высокомерным, презрительно-снисходительным к домочадцам и окружающим. В книге Фабрицио - не более, чем брюзгливый, уставший человек, покровительствующий своему племяннику – деятельному молодому человеку, обещающему сделать большую карьеру в новых условиях. Мне показалось, что в книге явственнее проступает противопоставление умирающей аристократии новому обществу, не в пользу последнего. Если, при просмотре фильма у меня создавалось ощущение некой закономерной смены эпох и лёгкой тоски по ушедшему; то в книге скорее – плач по уничтоженному былому, которое победил пластмассовый мир.

В экранизации Л.Висконти отказался от заключительных частей романа и финал его – скорее открытый, хотя конец и кажется очевидным. В книге же ди Лампедузы - как бы двойной конец, который не допускает разночтений и ясно сообщает читателю о безвозвратности и забвении прошлого и необратимости времени.

P.S. Признаться, в процессе написания этого отзыва я заглянула в Википедию. Если вы сделаете то же самое, то прочитаете там нечто отличное от моих впечатлений. На то они – и личные впечатления. Милош Форман вон, на них основываясь, экранизацию снял:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий