В книге-диалоге «Не надейтесь избавиться от книг» УмбертоЭко рассказывает как однажды у него с режиссёром Луи Малем завязалась дискуссия
по поводу фильма Лукино Висконти «Леопард». «Я уж и не помню, кто был за, кто против. Неважно.
Все за столом нас слушали. И вдруг у меня закралось подозрение, и я спросил
Луи: «А ты видел этот фильм?» Он отвечает: «Нет. А ты?» — «Я тоже нет».
Слушавшие нас люди негодовали, как будто из-за нас они зря потратили время». Я
же фильм этот смотрела (хотя это вряд ли мне поможет вести столь же блестящие
дискуссии, в каковые мог Эко:), а недавно решила пойти ещё дальше и прочитать
одноимённый роман Джузеппе Томази де Лампедуза.
Главный герой романа – князь
Фабрицио Салина, наблюдающий с высоты прожитых лет и опыта за падением прежнего
порядка в Италии, разрушением основ привычного для него общества и - сменой
парадигмы, в целом. Фильм я смотрела несколько лет назад, поэтому не могу
сравнить экранизацию с первоисточником во всех деталях, однако я могу точно
сказать, что мои ощущения от этого персонажа значительно разнятся.
В фильме Л.Висконти создаёт образ
слегка утомлённого аристократа, который, будучи подлинным колоссом, возвышается
над своими современниками. Он, зная, что ход времени не остановить и – даже –
не замедлить, делает шаг в сторону, давая дорогу молодому поколению. Он
благосклонно и по-отечески помогает своему племяннику Танкреди – представителю
нового типа аристократии – сделать первые шаги и в этом видит свою миссию.
Ключевой становится сцена бала, где князь представляет свету невесту племянника
– девушку более простого происхождения – Анджелику. Тем завершается его роль,
приходят другие времена.
В романе же, при том, что
сюжетная линия отличается слабо, князь показался мне донельзя высокомерным,
презрительно-снисходительным к домочадцам и окружающим. В книге Фабрицио - не более, чем брюзгливый, уставший человек, покровительствующий
своему племяннику – деятельному молодому человеку, обещающему сделать большую
карьеру в новых условиях. Мне показалось, что в книге явственнее проступает
противопоставление умирающей аристократии новому обществу, не в пользу
последнего. Если, при просмотре фильма у меня создавалось ощущение некой
закономерной смены эпох и лёгкой тоски по ушедшему; то в книге скорее – плач по
уничтоженному былому, которое победил пластмассовый мир.
В экранизации Л.Висконти
отказался от заключительных частей романа и финал его – скорее открытый, хотя
конец и кажется очевидным. В книге же ди Лампедузы - как бы двойной конец,
который не допускает разночтений и ясно сообщает читателю о безвозвратности и
забвении прошлого и необратимости времени.
P.S. Признаться, в процессе написания этого отзыва я
заглянула в Википедию. Если вы сделаете то же самое, то прочитаете там нечто
отличное от моих впечатлений. На то они – и личные впечатления. Милош Форман
вон, на них основываясь, экранизацию снял:)
Комментариев нет:
Отправить комментарий