Доброго дня!
Пару постов назад у меня появился тэг "Французская литература". Он пока одинок, и я хочу исправить эту ситуацию. Хотя, исправлять, видимо, придётся по жизни. Потому что каждый пост прибавляет тэги, ну да ладно.
В этот раз я хочу выложить свою, не то чтобы, рецензию на роман Ромена Роллана "Жан-Кристоф".
Не скажу, что всю свою сознательную жизнь я мечтала прочитать этот роман. С произведениями Р. Роллана я немного знакома: читала "Кола Брюньон" и его очерки о Толстом, Бетховене и Микеланджело. Все они мне более или менее понравились. О романе "Жан-Кристоф" я знала, но покупать его не собиралась. Потом, я случайно и совершенно бесплатно стала обладательницей этого четырёхтомника. Теперь-то уж мне было необходимо его прочитать. За что я и принялась.
Первая часть Заря - одна из самых любимых в цикле. Она такая трогательная и нежная! Автор удивительно тонко описывает переживания младенца, который только открывает для себя мир. Мир, который сначала ограничивается одной комнатой, мир, где тёплые объятия матери даруют блаженный покой. Это показалось мне похожим на то, как описывает мысли малыша И. Макьюэн в главе "Малыш" в своём "Мечталтеле".
Вторая и третья части Утро и Отрочество тоже хороши. Особенно понравились образы дедушки Кристофа и его дяди Готфрида. Вообще, это - одни из любимых персонажей в романе. Мне показались исключительно очаровательными те эпизоды, где дедушка рассказывает Кристофу истории, а тот представляет себя их героями и оба они уже забывают, что эти истории наполовину выдуманы только что, и оба верят в них. Дядя Готфрид такой самоотверженный, чистый душой и скромный человек. Как терпеливо и снисходительно он переносил шалости мальчиков и как тонко он чувствовал красоту.
Конечно, в этих частях много говорится о переживаниях Кристофа по поводу своего положения в обществе. О том, как тяжело он переносит свою бедность и покровительственно-пренебрежительное отношение аристократов. Как грустны те страницы, где описывается, как он впервые почувствовал себя униженным, хотя его бесчестье было лишь в том, что мать его работала поварихой и принимала в подарок для мальчиков поношенные костюмчики детей своих благодетельниц.
Четвёртая часть Бунт и пятая Ярмарка на площади мне понравились несколько меньше. В этих частях Кристоф - уже взрослый и самостоятельный. Он - один против всего мира. Одержим идеями реформировать музыку и не желает признавать достоинства былых авторитетов. Юношеский максимализм. Естественно, что это должно было произойти, но мне совсем не близки подобные переживания, поэтому они не вызвали сильного сочувствия. Кристоф в этих частях слишком порывист, настолько, что это граничит с глупостью. Мир для него делится лишь на чёрное и белое.
Однако в части Бунт появляется прекраснейший персонаж - пожилой профессор Шульц. Он написал письмо Кристофу, в котором высказал восхищение творчеством молодого композитора. Кристоф не ответил, но однажды вспомнил об этом и приехал к старику. Какой это замечательный герой! Забытый своими учениками и коллегами, тихо доживающий свой век учитель, он, тем не менее, не чувствует ни малейшей обиды. Он счастлив, когда может насладиться прекрасной музыкой или прекрасной книгой. Довольный уже тем, что может лишь находиться в тени таланта, лишь прикоснуться к нему. Ему хотелось быть доверчивым, верить во всё доброе, верить в людей. И он верил. Сколько раз жизнь грубо разбивала его иллюзии! Какой честный, искренний и светлый человек. И как мало людей могло это понять и почувствовать. Даже Кристоф, который проникся к нему уважением и дружескими чувствами, мне кажется не понял.
Шестая часть Антуанетта мною, наряду с первой, особенно любима. В ней вообще не о Кристофе. В ней рассказывается о девушке - Антуанетте - которая росла в обеспеченной семье с радужными перспективами, но в один миг лишилась всего. Она осталась одна с младшим братом и приняла мужественное решение сделать всё, чтобы он поступил в университет и выучился. Так в 18 лет она из провинциальной легкомысленной барышни стала подвижницей. Её душевные силы и любовь к брату, ответственность за которого она так остро ощущала, вызывают огромное уважение. Оттого очень больно читать о тех моментах, когда Оливье уже стал студентом, у него появились новые увлечения и опека сестры стала его тяготить. Он отдалился от неё и, хотя и не перестал любить, но стал менее внимателен, и не понял, что она больна.
Седьмая и восьмая части В доме и Подруги посвящены, в основном, дружеским отношениям Кристофа и Оливье - брата Антуанетты. Седьмая часть интересна своими персонажами, которые представляют Францию в миниатюре. Дом, где живут Кристоф и Оливье имеет несколько этажей, каждый из которых имеет свою атмосферу и населён разными людьми. Есть здесь и кроткие пожилые супруги, слушающие музыку по вечерам, и нелюдимая женщина, потерявшая своего ребёнка и шумные дети. В восьмой части герой знакомится с молодой музыкантшей, которая становится его другом.
Девятая и десятая части Неопалима купина и Грядущий день представляют нам уже совсем другого Кристофа. Он стал более терпимым и мудрым. С годами к нему пришло понимание того, с чем он не мирился в молодости. Незаметно для самого себя он стал признанным музыкантом. Те, кто когда-то клеймили его, стали поклонниками его творчества. Он сам стал для молодых композиторов тем, кем для самого Кристофа были когда-то музыканты старшего поколения. Кристоф уходит из этого мира, но на смену ему приходит грядущий день и новые кристофы.
Судьба Кристофа пересекалась с судьбами разных людей, многих из которых он пережил. Первой потерей стал любимый дедушка, который первым увидел композиторский талант мальчика. Он сам записал первые мелодии, которые ребёнок сочинил, сам того не зная. Старик просил Кристофа, только о том, чтобы он не забыл своего дедушку. В последние минуты Кристоф вспомнил и его. Ещё ребёнком Кристоф потерял отца. Он потерял дядю Готфрида. Луиза - мать Кристофа - мечтала перед смертью ещё раз увидеть сына, который уже давно жил во Франции, и её желание исполнилось: она умерла на руках у сына. Погиб горячо любимый друг Оливье и возлюбленная Грация. Все эти люди раскрыли свои объятия Кристофу, когда он собрался в последний, самый страшный путь.
История Кристофа - это история целого поколения, как пишет сам Р. Роллан. Он был ровесником эпохи и вместе с ней пережил её потрясения.
Ваш Лосось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий