вторник, 4 октября 2016 г.

Большой этнографический диктант.

Здравствуйте!
 
Пару дней назад я тут немного агитировала общественность сходить на этнографический диктант. Вероятно, нужно было начинать эту деятельность раньше, но если кто-то всё же сходил - пишите в комментарии, обсудим:)
 
Диктант, на самом деле, был тестом. Он включал в себя 30 вопросов нескольких типов. Нужно было или выбирать правильные ответы из предложенных вариантов или соединять в пары разные понятия.


Были достаточно простые вопросы: выбрать республики, которые входили в состав СССР или соединить республики РФ и их столицы. Затем пошли вопросы посложнее: выбрать семь народов России, численность которых превышает 1 млн. Ну, я почти правильно ответила: русские, украинцы, чеченцы, башкиры, татары, чуваши седьмой народ - армяне, а я думала - буряты. Был ещё вопрос про, наоборот, малочисленные народы. Из тех, что были представлены в вариантах это: ненцы, ханты, нганасаны, вепсы, саамы, бесермяне. Я сомневалась насчёт хантов, мне казалось, что их численность достаточно велика, чтобы не относить этот народ к малочисленным. Оказалось, что самый многочисленный из малочисленных - ненцы. На вопрос о количестве языков, используемых в России я ответила - 85, но, кажется, верный ответ - 137. Единственный регион Европы, где традиционной религией является буддизм - Калмыкия. Был, кстати, ещё вопрос про Калмыкию - нужно было выбрать ингредиенты калмыцкого чая: молоко, масло, соль и - я долго сомневалась и в итоге ответила неверно - зелёный чай. А я думала - Иван-чай:( Был вопрос про самый многопадежный язык. Я помнила, что это один из языков Дагестана, но не помнила  - какой именно. В итоге, выбрала даргинский, а это был табасаранский:)
 
А были очень сложные для меня вопросы. Например, про головные уборы. Я не знала, что такое айшон, тухъя и панга. А это оказались традиционные головные уборы удмуртов, чувашей и мордвы. С ещё одним сложным вопросом я справилась! Нужно было соединить народ и праздник. С масленицей (русские), сабантуем (татары) и Песахом (евреи) проблем не возникло, а вот над ысыах (якуты), сагаалган (буряты), акатуй (чуваши) и зул (калмыки) я поломала голову:) Да, и на хитрый вопрос про типы жилища я ответила верно! Изба - русские, хата - украинцы, сакля - народы Кавказа, чум - ненцы, юрта - тувинцы, яранга - чукчи и балок(!) - долганы.
 
Были обидные проколы, например я сперва отметила Молдову как православную страну, а потом, вспомнив о географической её близости к Румынии, передумала:(
 
Заканчивался тест четверостишием Расула Гамзатова:
 
Мне все народы очень нравятся,
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает и кто пытается,
Чернить какой-нибудь народ.
 
Ваш Лосось.

4 комментария:

  1. А что за головной убор на фото?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это - айшон. Удмуртский головной убор. Если навести мышкой на фото, появится надпись:) Вероятно, нужно сделать и обычные подписи:)

      Удалить
  2. Я собиралась с момента объявления - очень понравилась идея, даже думала почитать о народах, но вся подготовка ограничилась вашим, Лидия, блогом))

    В общем, не вышло уйти с работы на офф-лайн диктант, прошла на сайте. Вчера он безбожно падал и тормозил, но сегодня утром спокойно на все ответила.

    Вопросы понравились, но так, чтобы я была уверена полностью в ответе - таких для меня было мало. Из легкого для себя назову столицы республик, бывший СССР, народы-миллионники, виды росписи и игрушки, древнейшую мечеть, рецепт калмыцкого чая) все потому что в нашей семье его иногда готовят как экзотику) // кстати, если не пробовали, очень рекомендую, необычный вкус - как будто простой чай с молоком, но он внезапно соленый и жирный) а еще легенды всякие гласят о его небывалых лечебных свойствах)
    Сложными были некоторые блюда - лагман готовят татары, чебуреки - мордва, шаньги - Корелия, но ничего из этого этнически не правильно, оказалось все, что я считала национальным - заимствовано!

    Головные уборы не знала, к своему большому стыду, а ведь чуваши и мордва были мне 20 лет географически близкими соседями.

    Кроме ненцев, точно не знала малочисленных народов, только логически пыталась определить.

    Сайт мне в итоге выдал 70 баллов из 100, что невозможно, ошибок было много все-таки. Не верится в такой хороший результат) Вот, ждут анализа итогов по стране.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, здорово, что Вы тоже поучаствовали! Наш институт стал одной из площадок проведения диктанта, так что смогла пройти, так сказать, без отрыва от производства:) В чём кстати был и некоторый минус. На нашу площадку просто в добровольно-принудительном порядке привели студентов:( На площадке в музее были сотрудники музея и так далее. Я немного расстроилась, что такую хорошую идею претворяют в жизнь такими методами. Я набрала 75 баллов, что считаю для себя неплохим итогом, хотя, если бы я не протупила (иначе не скажешь) с некоторыми вопросами, на которые могла бы ответить лучше (например, я не отгадала самбо), может и результат был бы выше. Брат мой набрал 68. Думаю, если эту акцию сделают постоянной как "Тотальный диктант", то к следующему году, я буду лучше готова:)

      Удалить