воскресенье, 9 октября 2016 г.

Культура России: Мордовия.

Доброго дня!
 
Много ли я знаю о Мордовии? Да нет, пожалуй...
 
Чтобы не забыть: столица - Саранск. Жители: мордва-эрзя, мордва-мокша, татары, русские. Преобладающая религия: христианство.
 
Первое, что приходит в голову: откуда-то я знаю, что в Саранске жил Михаил Бахтин; головной убор панга.
 
После того, как, благодаря этнографическому диктанту, я узнала, что панга - это мордовский головной убор, я решила и пост этот посвятить мордовскому народному костюму. Он, ведь, такой красивый!


Мужской мордовский костюм, имеет такие же составляющие, что и русский: рубаха-панар, штаны-понкст. Панар носили навыпуск и подпоясывали кушаком или карксом. Пояс, как и во всех культурах, имел наряду с утилитарными функциями (подвешивание необходимых инструментов или отличительных знаков воина) и защитные. В холодную погоду носили сумань - что-то вроде пальто. Обувь мордвы нам всем хорошо знакома - лапти и сапоги. На голову периодически (во время полевых работ) надевали холщовый колпак. К сожалению, я не смогла узнать, как он называется. Если кто-то владеет этим тайным знанием - отпишитесь в комментариях:)
 
 
 
Ясное дело, мне ближе женский костюм. Интересно же узнать, что я носила бы, будь я мордовкой. Пару сотен лет назад. Основа костюма - также, как и у мужчин - рубаха-панар. Женская рубаха, гораздо длиннее, чем мужская, она также подпоясывалась.  Интересно, что мокшанки носили более короткие рубашки и дополняли их штанами, а эрзянки отдавали предпочтении более длинным рубахам:) Поверх рубахи могла надеваться безрукавка, а следующим слоем - подобие сарафана или распашная одежда - руця или паньжат. В XIX веке к наряду мордовок добавился ещё и передник. Головные уборы у женщин разнообразнее, чем у мужчин, что связано с необходимостью отделить девиц от замужних. Девушки носили простые налобные повязки,  а женщины - головные уборы, целиком закрывающие волосы: ту самую пангу (или панго) - высокий конический головной убор -  или сороку - типа чепца.
 
Конечно же, женские костюмы украшались обильнее, чем мужские. Если мужчины, в основном, вешали какие-то дополнительные элементы на пояс (обычно это были металлические пряжки), то жещины украшали бисером и подвесками головные уборы; вышивкой - рубахи, сарафаны и фартуки; кистями - пояса; накосниками - косы:) А ведь ещё есть такое специфически мордовское украшение как сюлгам - нагрудная застёжка. Да, и это не считая, бус, серёг, колец. С обувью всё понятно - лапти и сапоги.
 
Пишут, будто бы, мокшанки до сих пор часто используют традиционный костюм как повседневную одежду. Хотела бы увидеть это в реальной жизни. Мне вот не хватило бы смелости выйти на улицу в сарафане и лаптях:)
 
P. S. Надеюсь, я ничего не перепутала. Если же всё-таки что-то здесь неверно - поправьте меня:)
 
Ваш Лосось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий