суббота, 27 июня 2020 г.

Самодержец пустыни

Здравствуйте


...шептались пески,
умирал небосклон
"Баллада о даурском бароне" А.Несмелов

Кажется, именно из стихотворения Арсения Несмелова я когда-то узнала о бароне Унгерне. Впрочем, всё моё знание ограничивалось статьёй из Википедии. Преодолевало же его границы воображение, подогреваемое парой заунывных песен "Калинова моста".

Российский генерал кровей немецких крестоносцев на окраине гражданской войны горел идеей восстановить империю Чингис-хана. Унгерн освободил Монголию от китайского владычества и стал мифом ещё при жизни. Его называли земным воплощением тибетского бога войны; говорили, барон неуязвим в бою. Много, чего говорили.

Меня в истории Унгерна поражал размах, грандиозность мечты, при очевидной невозможности её воплощения. Есть что-то героическое в яростной борьбе за обречённую идею. И - какую идею! Восстановить средневековую азиатскую империю.

А потом я прочитала исследование Леонида Юзефовича "Самодержец пустыни".

Новое знание охладило мой пыл и почти справилось с воображением. Конечно, я прежде знала о терроре, в котором повинен барон. Только, одно дело - знать, ну, как-то так, в общем; другое - прочитать описание подробностей. Л.Юзефович выдвигает занимательное предположение. Обожествление, мифологизация образа Унгерна, по его мнению, есть защитный механизм человеческой психики. Невозможно осознать, что все совершённые преступления - дело рук человека. Человек не может, не должен быть так жесток с людьми. Бог войны - может. Так люди бежали от чудовищной действительности, привнося в неё сакральное.



Что до героического. Сложилось впечатление, что, однажды уверовав в грядущее из Монголии спасение человечества, барон решил, что оно - хоть и с его участием - как-нибудь само организуется. Он словно ощущал себя безвольным орудием в руках провидения. У него не было плана, не было руля и ветрил. Только - бесконечная, безостановочная скачка по Монгольской пустыне.

Не знаю, какое впечатление у меня сложилось от книги, от истории. Героический флёр померк. Читать было страшно. А всё-таки. Странная история, неоднозначная. Сейчас, кажется, таких нет.

P.S. Песни "Калинова моста", посвящённые барону Унгерну - "Вечное небо" и "Приказ №15". Но это, как говорится, совсем другая история.
Ваш Лосось

2 комментария:

  1. Лидия, кажется, что книга интересная. Я сейчас подсела на альтернативную историю. Для меня в ней больше логики, чем в классической истории.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Она, действительно, хорошая очень. Это, конечно, не альтернативная история, а - чиста документалка. Но - как знакомство с альтернативными позициями в Гражданской войне - интересно.

      Удалить