среда, 8 февраля 2017 г.

Культура России: Забайкальский край.

Здравствуйте!
 
Продолжаем разговор.
 
Чтобы не забыть: столица - Чита. Жители: русские, буряты, украинцы. Преобладающая религия: христианство.
 
Первое, что приходит в голову: Байкал.
 
Когда я начала искать что-нибудь интересное о Забайкальском крае, то сперва наткнулась на фотографии красивейших дацанов: Цугольского и Агинского. Велик был соблазн написать о них:) Однако у меня уже был пост про дацан, поэтому я продолжила поиски, и среди памятников, расположенных в Чите, увидела дом Е. П. Нарышкиной, про который было сказано, что он положил начало, так называемой, "дамской улицы". Это уже интересно.


Думаю, не сложно догадаться, какие такие "дамы" целыми улицами переселялись в Забайкалье в XIX веке. Жёны декабристов, последовавшие за своими мужьями в ссылку, многое сделали для культурного развития региона. Фактически, там, где они появлялись, появлялось маленькое общество, а позднее, когда условия смягчились - и маленький Петербург.  
 
Все мы помним, благодаря Н. А. Некрасову, школьному курсу истории и фильму "Звезда пленительного счастья" имена этих героических женщин: Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьёва, Полина Гебель. А вот Елизавету Нарышкину мы не помним. Сказать по правде, и мужа-то её, Михаила Нарышкина, мы вспомним не в первую голову.
 
А между тем, именно Елизавета Петровна Нарышкина одной из первых решилась последовать за мужем в Читинский острог. Недалеко от острога и была выстроена целая улица, получившая название "дамской" - это были дома жён декабристов, где они сами вели хозяйство и занимались бытом.
 
 
 
В доме, который сегодня расположен на улице Селенгинской, Е. П. Нарышкина провела 3 года. В этом доме Елизавета Петровна начала воспитывать своего единственного ребёнка - приёмную девочку Ульяну. Этот дом, появившийся одним из первых на "дамской" улице стал символом преданности и любви, которых было так много в истории жён декабристов.
 
М.М. И Е. П. Нарышкины. 1860 г.
Елизавета Петровна стала одной из женщин, променявших своё положение и состояние на возможность быть вместе с любимым человеком и поддерживать его. Таких историй в то время было много. Но каждая из них - уникальна, каждая - ценна, ибо является нерукотворным памятником любви и верности.
 
История Нарышкиных уникальна ещё и тем, что закончилась она хорошо (если можно так говорить об истории, в которой присутствовала ссылка). Срок Михаила Нарышкина был сокращён с 12 до 8 лет, по окончании которых, после многочисленных переездов, он остался жить в селе недалеко от Тулы. В последние годы жизни был освобождён от всяческого надзора и свободно выезжал за границу. Умер в преклонном возрасте. Елизавета Петровна пережила его на несколько лет.
 
P.S. Сегодня в доме Е. П. Нарышкино расположена библиотека. Кстати, дом стоит не совсем на своём месте. В XX веке дом был перенесён на другую сторону улицы. Зачем это было сделано, мне узнать не удалось:)   
 
P.P.S. "Дамской" улица в Чите называется исключительно в исторический ретроспективе, а вот в Петровском Заводе, куда ссыльных переселили из Читинского острога, и сегодня существует улица Дамская. На ней расположен музей декабристов.
 
Ваш Лосось.


 

4 комментария:

  1. Жены декабристов мне всегда нравились, действительно, их истории похожи, но каждая трогает что-то живое. Спасибо за рассказ, Лидия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я к декабристам всегда относилась скептически, но их жёны, это совсем другое дело! Рада, что Вам понравилось:)

      Удалить
  2. А мне всегда была интереснее всех судьба Марии Казимировны Юшневской, она не была ни блистательной красавицей, ни знатной дамой, поэтому про неё редко вспоминают. А ещё есть очень красивая и печальна история Камиллы Ле Дантю, ещё одной француженки из этой женской компании. Но, впрочем, про декабристок можно говорить долго. Это одна из прекрасных страниц нашей истории. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Была оказывается, ещё одна француженка, я не знала, спасибо:)

      Удалить