четверг, 9 апреля 2020 г.

Книга Дины

Добрый день


...убивают все любимых, -

Пусть знают все о том, -
Один убъёт жестоким взглядом,
Другой - обманным сном,
Трусливый - лживым поцелуем,
И тот, кто смел, - мечом!
"Баллада Редингской тюрьмы" О.Уальд

ибо крепка, как смерть, любовь
"Песнь песней Соломона"

Я уже делилась впечатлениями о творчестве Х.Вассму, прочитав роман "Сто лет". Сейчас, читая трилогию Дины, хочу выразить ощущение, оставшееся после первого романа - "Книга Дины" - и его экранизации У.Борнедаля. Не хотелось бы их сравнивать, ибо это дело неблагодарное. Я попытаюсь, скорее, собрать прочитанное и увиденное в единый образ, некое общее впечатление.

Дина, ставшая в детстве невольной причиной гибели своей матери, рассказывает свою историю. История Дины тяжела, как свинцовые небеса, придавившие к земле её родину. А Дине так тесно быть придавленной. Как дикий зверь она мечется. Ей тесно в своём доме, она постоянно рвётся в море. Ей тесно среди живых, она ищет дружбы мёртвых. Дина не боится смерти.




Дина не боится никого, ничего. Как животного или ребёнка её не сдерживает ничего. Она подчиняется только...себе? Порой кажется, Дина и сама над собою не властна. Она словно отстраняется, позволяя страсти волочить её, швырять с обрыва, поднимать из воды и снова оглушать ружейным выстрелом.

Я не хотела сравнений, но без них не обойтись. Книга многообразнее мотивами и многочисленнее героями. В романе Дина сложнее и непонятнее. В фильме оставлен лишь один мотив - страсть и лишь один герой - Дина. Её образ яркий, смущающий. Вся история Дины - в безумных глазах, напряжённых пальцах, держащих смычок. Всё, что делает Дина, она делает, отдаваясь целиком: любовь ли это, или - музыка. В фильме героиня показана менее расчётливой, более нежной, более ранимой. В фильме Дина будто бы испугалась смерти. В книге Дины страха смерти нет. Дина подчиняет своей воле живых и мёртвых.

Дина убивает не из страха. Из любви.

Ваш Лосось

Комментариев нет:

Отправить комментарий