воскресенье, 21 октября 2018 г.

Культура России: Волгоградская область



 Добрый день.

Чтобы не забыть: столица – Волгоград. Население: русские, казахи, украинцы, армяне. Преобладающая религия – христианство.



Первое, что приходит в голову: Родина-мать, Сталинградская битва.

А вот второе в голову долго не приходило, я тянула с написанием поста: хотелось найти что-то, что увлекло бы меня по-настоящему. Я не помню как, но я вышла на информацию про поволжских немцев (это, конечно, загадка, почему я не вспомнила об этой теме сразу? Она меня интересует и почти что напрямую касается) и понеслась. 

Итак, начнём издалека. Гуситское восстание в Чехии XV века, окончившееся казнью Яна Гуса, на деле, ею не окончилось. Дело Гуса, который ратовал за изменения в церковном обряде, жило и процветало. Его идеи трансформировались и стали фундаментом нескольких, сменяющих друг друга, протестантских религиозных объединений и церквей: таборитов, чашников, Братства Единения, и, наконец, Моравских братьев или гернгутеров (так стали называться моравские братья, когда бежали из Моравии и закрепились в немецком Гернгуте).

Моравская церковь чувствовала себя неплохо и желала остальным того же "неплохо". Гернгутеры несмотря на свою сравнительную немногочисленность, были очень миссионерски активны. В XVIII веке они приезжают в Россию. Сперва - на Северо-Запад, а позднее - в Поволжье. Чувствуете, мы уже близки. 

В 1765 году чуть южнее Царицына (ныне - Волгоград) миссионеры основали поселение Сарепта на Волге. Как мы помним, они собирались проповедовать. Это им не вполне удалось, однако удалось построить маленькое немецкое государство: Сарепта была городом-крепостью, огороженным стеной и имеющей свой гарнизон. А кроме этого Сарепта имела собственное сельское хозяйство (между прочим, выращивали прогрессивный картофель) и промышленность (трикотажное производство, бумажная мануфактура, горчично-маслобойный завод и прочая, прочая). Протестантская этика, против неё не попрёшь. 

Однако ничто не вечно под Луной: всё-таки калмыков гернгутеры не обратили; сильнейший пожар в XIX веке опять же не прошёл бесследно. В 1892 году было принято решение о прекращении Сарептской общины и об отзыве братьев из Сарепты (полагаю, что и остальных жителей - тоже. Но это не точно:)

Так началась совсем другая история. Не пустовать же обустроенной земле? Тем более, там кирха была.  До 1930-х годов Сарепта была лютеранской. По понятным причинам, XX век не благоволил к восстановлению деятельности Сарепты. Однако в 1995-1996 годах поселение восстановили, кирху освятили  и даже установили орган. И всё вернулось на круги своя. Нуу, почти своя: на лютеранские круги:)
Кирха

Кирха: внутри
Ныне Сарепта находится на территории одного из районов Волгограда и является музеем-заповедником "Старая Сарепта", включающим жилые, общественные, хозяйственные постройки, библиотеку и кирху. В музее действуют 4 центра культур: немецкой, русской, калмыцкой и татарской. Сарептская кирха является старейшей из сохранившихся и действующих в России протестантских церквей, а также - старейшим каменным зданием Волгограда.

На официальном сайте музея-заповедника можно почитать более подробно и об истории Сарепты и о деятельности музея.

Кажется, я знаю, куда хочу съездить будущим летом:)

Ваш Лосось.

3 комментария:

  1. О, начинается знакомое) Я была в Волгограде, правда всего пару дней проездом. Видела Мамаев курган, панораму битвы и планетарий. Все понравилось)
    А Сарепту знала только как станцию поезда, даже не знала, что у нее такая необычная история!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, курган, панорама - это то, что каждый из нас наверняка посетил бы. Есть что-то эдакое в том, что и поволжские немцы - там же. Мне тоже было очень интересно узнать эту историю!

      Удалить
    2. Как-то я написала про Курган и панораму — понравилось. А теперь вот думаю, что это совсем не правильное слово. Производит впечатление и пробирает до мурашек — так точнее.

      Удалить