четверг, 30 августа 2018 г.

Что есть красота?

...что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
"Некрасивая девочка" Н. А.Заболоцкий

Я памятник себе воздвиг нерукотворный
"Памятник" А.С.Пушкин

Открыв первые страницы романа Арчибальда Кронина "Памятник крестоносцу", я обратила внимание на перевод названия. В оригинале он называется "Thing of beauty" - "Суть красоты" / "Предмет красоты". Не очень-то похоже на "Памятник крестоносцу", да? Совершив несколько нехитрых операций в поисковике, я выяснила, что роман был издан с подзаголовком "Crusadar's tomb", что однозначно переводится как "Могила крестоносца". В лучшем случае - "Гробница крестоносца". Между могилой и памятником, как мне кажется, всё же есть существенная разница. Так что же - красота - могила или - памятник?


Роман открывается размышлениями Бертрана Десмонда о будущем своего сына Стефена. Примерный студент, почтительный юноша, светлая голова; уже скоро он сможет пойти по отцовским стопам: получить небольшой приход. Как это часто бывает, у сына были совсем другие планы: сутану священника он задумал сменить на блузу художника. Так Стефену это рисовалось: блуза, берет, мансарда на Монрмартре, приятные пленэры утром, необременительные наброски - вечером. Скоро юноше хватило ума и мужества понять, сколь романтичным и далёким от реальности было его представление о живописи. Увидев свою ошибку, он вновь взялся за работу. И теперь это была настоящая работа, настоящий труд. 

Стефен видел красоту в мире и хотел её показать людям, показать так, как не показывал никто, как видел её он. Ради этого стоило трудиться, ибо "Мы уходим, а красота остаётся. Ибо мы направляемся к будущему, а красота есть вечное настоящее". Когда творишь в вечности и для вечности, иначе переживаются временные тяготы.

В каком-то смысле Стефен пошёл по пути отца: Бертран - священник - тоже работал не на временное, но обращался к вечности. Честность, цельность и прямоту Стефен также наследовал от отца. Именно размышлениями отца об искусстве сына и завершается роман: "Что же такое, в конце концов, красота, ради которой люди готовы перенести столько страданий и даже пожертвовать жизнью, подобно святым мученикам, умиравшим когда-то за веру?" Каждый из них остался при своём: Стефан прожил свою жизнь самостоятельно; Бертран не понял и не признал его искусства. Искусства, которое свело Стефана в могилу, но и вознеслось памятником над нею.

Ваш Лосось.   

2 комментария:

  1. Очень интересное рассуждение про творчество и вечность. Я как раз недавно прочитала созвучное рассуждение в работе Дружинина "Варианты жизни". В главе "жизнь как творчество" он говорит о особенностях взаимоотношений с реальностью у творческого человека: когда он находится в процессе творчества, то выпадает из пространства и времени.
    "Прошлое – недоступно, будущее – неясно. О будущем даже не думается, а есть лишь настоящее. Но и оно не имеет никакого значения по сравнению с вечностью".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересная мысль, я не задумывалась о таком аспекте. Нужно будет познакомиться с этой работой. Спасибо!!

      Удалить